Фактически можно сказать, что квенья является в полной мере финно-угорским языком: и по грамматике, и по базовой лексике - есть множество пересечений то одним, то с другим языком уральской семьи - от мордовских до хантыйского. Те, кто ищут в квенья совпадения только с финским, увидят лишь самую вершину айсберга. Вот некоторые примеры, кроме всем известного финского. Мордовский эрзя: менель - "небо" и менельсе "в небе" - вообще 1 в 1!, ие - год (yen), лов - "снег" (корень los), тосо - "там" (tasse), иля, а, аволь - "не" (il-, lá, ava), паро (по-мокшански пара) - "хороший" (mára). "Муж" (veru) - на коми верӧс "Прямой" (téra) - по-марийски тура "Правильный" (téna) - по-хантыйски тенә "Вода" в финно-угорских языках похожа на индоевропейское - "ва", "вот" и даже "ведь". Тут Толкину надо было схватиться за такой общеностратический корень, но увы! А в эльфийских nen. Но. Есть -duin в окончании (больших -> судоходных) рек, и имя Уинен. Корень уе-, уя- в мордовских, удмуртском, коми означает "плавать". Продолжаем водную тему. Море по-эльфийски ear, совпадений вроде как нет. Но. Озеро по-марийски йер, по-удмуртски йар, мордва скажет эрьке, эстонцы järv. Река (sire) - по-удмуртски шур. "Сияние, блеск" (silme, корень sil) цильдердема (мокша) csillogás (венгерский) Финский всё равно придется упомянуть: примечательно, что "свет" и "сила" в финском звучат похоже: vala и valta соответственно, финны здесь продемонстрировали прямо эльфийский образ мысли, в квенья эта пара будет тоже с отличием всего в одну букву: cala - vala. И "белый" по-фински будет того же корня - valkoinen. Сравнительный союз "как" (ve), в венгерском окончание превратительного падежа (выполняющего ту же роль в т.ч.) так же будет -ve.
Ну и "мы" - будет практически одинаково на русском, квенья и всех финно-угорских языках, "ты" тоже - на большинстве.
Из-за таких вот интересных совпадений со всеми языками сразу, квенья производит впечатление языка, исходящего откуда-то из самого корня уральских языков и даже глубже - вообще из ностратического корня (о котором было выше) Выводы:
Квенья - важное культурное достояние всего финно-угорского мира - уровня Калевалы, как минимум.
Квенья - де-факто попытка реконструкции праностратического языка и попытка эта правильная: если мы смотрим на эволюцию даже индоевропейских языков - при движении в прошлое у нас становится всё больше падежей, появляются такие типично финно-угорские истории как местные падежи (а в литовском оно есть до сих пор!), местоименные окончания, поэтому ностратический - язык синтетического типа. А финно-угорские языки - такой "заповедник", где всё это богатство исходного ностратическскго сохранилось в полной мере. Соответственно, неправы те реконструкторы ностратического, которые посчитали его языком, наоборот, аналитического типа.
А что если правда те, кто исторический прообраз эльфов, говорили на языке уральской семьи? "Чудь" и "дивные" синонимы вообще-то...
« Последнее редактирование: 21-08-2024, 23:43:24 от Laegnor »