Твёрдая мягкость. На сцене школьного театра идет спектакль "Случай из жизни пиратов". Пьесу написал начинающий драматург из 8-Б класса. Перед глазами зрителей в середине сцены с десяток юных артистов, одетых пиратами, расположились вокруг странного сооружения. Сооружение представляет собой серое в черную крапинку каменное (из раскрашенной фанеры) основание, на котором пылает огромный огонь (желто-красные бумажные языки треплются в воздушном потоке от потайного вентилятора); над огнем, на подпорках, установлен закопченный раструб дымохода. По сцене в художественном беспорядке разбросаны стоящие торчком фанерки, раскрашенные под белые камни. Позади сцены висит холст с нарисованной скалистой бухтой, в которой на двух якорях с зачехленными парусами стоит бригантина - двухмачтовый парусник. Бухту и парусник освещает нарисованная луна, такая огромная и зеленоватая, какая бывает только в дальних странах. Пираты полулежат в непринужденных позах; над всеми возвышается боцман, сидящий на бочонке с надписью "порох".
Пьеса подходит к концу и вот-вот наступит развязка. В шайке пиратов назрело недовольство и самый отчаянный из пиратов наконец-то осмеливается высказать общий протест в лицо своему пиратскому боцману: - Вот не понимаем мы, - громко ропщет он, обращаясь к боцману и показывая пальцем на странное сооружение в центре сцены. - Зачем ты заставил нас таскать камни для очага издалека? (Странное сооружение посреди сцены оказалось очагом.) Подходящих камней вокруг - море, прямо под ногами лежат! Хочешь показать, что ты слишком умный? - Да-да, лежат! Да-да, умный! - как эхо поддерживают ропот остальные пираты, которым в пьесе волею автора отведена немногословная роль. А режиссер из девятого "Б" обязал их "вертеть головами от одного говорящего к другому и восклицаниями и жестами высказывать отношение к происходящему". - Вот потому-то боцман я, а не ты - говорит боцман отчаянному. - Потому, что я всегда вижу на три мили дальше тебя! А ты едва ли разбираешься в том, что видишь в своей обеденной миске. И для тебя было бы лучше, если бы ты не задавал дурацких вопросов. - Ну так ты объясни, не издевайся, - настаивает отчаянный. - Мы хотим знать! Имеем право! -Хорошо. Я объясню. Много вокруг камней, да не тех, - старательно хрипит голосом бывалого человека "боцман". - Чем же они - не те? Камни как камни. Не хуже и не лучше других таких же. - Хорошо. Объясняю подробнее. Те камни, что под ногами - мягкие - известняк, - терпеливо поясняет боцман бестолковому отчаянному пирату, поглядывая на всех. - Очаг надо делать из твердого пестрого камня гранита. Если по незнанию сделаешь очаг из мягкого камня и разведешь в нем огонь, то угоришь - голова болеть будет. Ведь мягкий камень в огне трухлявится и воздух угарным делает. - Ха-ха-ха, - смеется отчаянный пират. - Камень - мягкий! Вы слышали? Где это видано, чтобы камень был мягким? - Да уж! Где? - весело соглашаются остальные пираты. А отчаянный, радуясь поддержке остальных, шутит: - Камень - это ведь не матрац, не подушка, и не хлеба краюшка. Камни все твердые, как… как камень! - Хлеба краюшка, конечно, мягче камня, - временно уступает боцман, принимая вызов своей команды незнаек. - Но вот в чем гвоздь! Вот - гвоздь! (Показывает всем гвоздь). Если сравнить стальной гвоздь и камень, что из них тверже? Вот ответьте мне на этот простой вопрос, шутники. Все молчат, смотрят на отчаянного и ждут от него ответа. - То и другое - твердое, - неуверенно бормочет отчаянный, чувствуя подвох. И дальше уже смелеет до дерзости. - Да ты просто морочишь нам голову! Боцман молчит, подбирая такие слова, которые разом бы уничтожили и строптивого собеседника, и сомнения в душах остальных пиратов. - Понятно. Не знаете. Вот что я вам скажу. Можно иметь о вещах глубокие знания и тогда ты господин ситуации. Это про меня, вашего боцмана. А можно иметь поверхностные знания и тогда ты - раб ситуации. Это про всех вас. Объясняю всем, чтобы стало ясно и понятно даже самому твердоголовому. Есть простой способ сравнить твердости твердых вещей. Подай-ка мне камень, вон тот, белый, что у тебя под ногами, - командует боцман отчаянному пирату. Сильно надавливает он кончиком гвоздя на поданный ему камень и процарапывает. - Смотрите все, какой след от гвоздя на камне. Он как тоненькая бороздка с налетом каменной пыли по краям. Если такой след потереть пальцем, то пыль сотрется, а бороздка не исчезнет. Этот камень - мягкий, он царапается стальным острием. А вот на стенке очага пестрый камень гранит. Пробуем его поцарапать. (Сильно надавливая проводит по граниту острием гвоздя). - Смотрите! Следа нет. Никакого! Остальные пираты мимикой и жестами изображают удивление. А боцман продолжает, входя в учительский раж: - Гранит тверже стали! И если острым краем гранитного камня поскрести поверхность гвоздя, то на гвозде останутся бороздки. Да что там камень и сталь! Вот по-настоящему полезные вещи: дублон из чистого золота и алмаз в двести карат весом. Боцман поднимает по очереди названные предметы, случайным образом оказавшиеся у него в руках. Остальные пираты выпучиванием глаз изображают жадность, приподнимаются со своих мест и, как завороженные, молча смотрят на золотую монету и на алмазище. - Алмазы и золото от подделок отличаются так же - царапанием, - говорит боцман и дальше почти кричит. - Каждый пират, если у него не пакля вместо мозгов, должен знать, как отличить настоящий алмаз и чистое золото от подделки. Чистое золото - такой мягкий металл, что стальное острие гвоздя царапает его как масло. А алмаз - дело другое! Алмаз сам царапается, как черт! И не какой-то там гвоздь алмаз царапает, как масло. Стекло! Даже стекло алмаз царапает так легко, как масло. И если у вас в руках маленький прозрачный камешек оставляет глубокие царапины на стекле, то этот камешек - алмаз. Алмазы - не только главная добыча пиратов, но и самое твердое вещество на земле. Алмазом можно поцарапать все, что угодно! И ничто на свете не может оставить царапины на алмазе! В то же самое время алмаз, как и любой камень, очень хрупок. Его легко можно разбить. (Боцман демонстративно несколько раз резко ударяет обломком гранита по алмазу и наконец разбивает его). - Ох! - горько сокрушаются остальные пираты. - А еще алмаз горюч, он горит как уголь. (Боцман демонстративно бросает обломки алмаза в огонь и огонь разгорается сильнее.) - У-у! - почти плачут остальные пираты, сожалеющие, что такое богатство пропало даром. - Я понял, понял, - старается успокоить отчаянный пират разбушевавшегося боцмана, который, кажется, готов все исцарапать, разбить и сжечь.- Я понял, что белые мягкие камни - бесполезные для пиратов, а твердые пестрые - полезные. - Ты, как всегда, угодил пальцем в небо! - насмехается боцман. - И мягкие камни - полезные. Захочешь ты, к примеру сказать, покрасить потолок в каюте. Где ты белую краску возьмешь? А? Не знаешь! А вот где. Обожжешь в огне до трухлявого состояния мягкий камень известняк и получишь известь. Останется только потом известь с водой смешать и побелить потолок. И не только камни, но и твердые песчинки, и мягкая глина тоже - полезные. Отчаянный пират примирительно поднимает руку, желая прервать речь боцмана, но куда там! Не остановить всезнайку боцмана! - Захочешь ты, к примеру, наточить свою пиратскую саблю, - не унимается боцман: Для этого смешиваешь песок и размокшую глину. Из этой смеси лепишь брусочек и обжигаешь его на огне. В спекшейся глине твердые песчинки будут крепко вкраплены. Песчинки - это ж малюсенькие камешки и они тверже стали. Если провести таким бруском по клинку сабли, то каждая песчинка поцарапает сталь. Если провести бруском по клинку сто или тысячу раз, то сабля станет острой как бритва.
Боцман наконец-то замолчал. Отчаянный пират встает со своего места, протягивает в зал руку и торжественно говорит: - Да уж, тяжко быть пиратом. Столько надо всего знать! Что мягкое, а что твердое, а что и вообще - хрупкое. Но теперь-то, благодаря нашему боцману, я все знаю! - А если ты теперь все знаешь, то скажи, что мягче - гвоздь или стекло? - не прощает поверженного собеседника боцман. - Ну это просто! Стекло, конечно, мягче! - бойко отвечает отчаянный пират и дальше шутит, желая хотя бы шуткой завоевать признание публики. - Если стеклянным молотком ударить по стальному гвоздю, то гвоздь не разлетится вдребезги! На сцене молчание - шутка оказалась невеселой. Боцман-артист выдерживает паузу. Долго и уныло оглядывает он своих товарищей. - Я только зря теряю время, разговаривая с такими тупицами как вы, - наконец говорит он и добавляет сурово. - Значит - так. Завтра над очагом ставим дом. Всем работать так, чтобы кости трещали! Если будете плохо работать, то я разберусь, как следует, и накажу, кого попало! А сейчас всем спать! Занавес падает. В зале аплодисменты.
А вы, ребята, как думаете? Прав ли отчаянный пират в том, что стекло мягче стали? И что нужно сделать, чтобы вывести его на чистую воду? И как дополняет слово "пластичный" такие свойства вещей, как "мягкий", "твердый" и "хрупкий"? Пишите по адресу ….
В журнал, особенно в детский, критиковать не решусь. Но рассказик понравился очень. Иван, не очень понятно, ваше ли это авторство, но если ваше, то просто здорово, поздравляю. Особо впечатлила "матрёшечность" сюжета. Если можно, несколько слов о задумке в целом? Что за журнал? Успехов!
Задумка понравилась. Но: 1. почему боцман, а не капитан? И уровень прав, и уровень образованности у боцмана не то чтобы сильно выделялся из остального экипажа. А капитана тут нет вообще, и это тоже, мягко скажем, странно.
2. Не берусь судить о психологии читателей-детей, но не слишком ли схематично изложение?
Иван, никакого, блин, кома! Хозяин, конечно, барин, можете подправить что-то на своё усмотрение. Но общая рамка (школьный спектакль), во-первых, просто даже на раз хорошая идея, а во-вторых, даёт возможность менять состав обсуждающей компании (повара, спортсмены, бабки на скамеечке...) с кучей смешных деталей именно сценического плана. Что у вас уже, собственно, и реализуется. Ракушечник, говорите? Базальты?..
ЗЫ М.б. только посвободнее словами. А то всё "отчаянный" да "отчаянный"...