Здравствуйте всем! Мне вдруг бросилось в глаза сходство двух ситуаций (цитирую):
…Высоко на склоны Тангородрима поднялся Фингон и в отчаянии оглядывал пустынные земли; но не нашел ни ущелья, ни трещины, по которым мог бы попасть в крепость… Фингон взял арфу и запел песнь Валинора… так нашел Фингон того, кого искал. Потому что внезапно вверху песню подхватили и голос, отдаленный и слабый, окликнул его…
и вдруг, запертый во мраке безнадежности, подавленный бесславным концом долгого и напрасного пути, Сэм неожиданно для самого себя запел… и вдруг оборвал себя на полуслове. Ему почудилось, будто сверху кто-то слабо отозвался…
Просветите, пожалуйста, кто знает: это случайное совпадение, или неизвестная мне символика? В первоисточниках (статьях каких-нибудь или еще где) не упоминается сходство этих эпизодов? До меня все доходит медленно, может, внимательные читатели давно все заметили, обсудили и закрыли?
Записан
Ковыляют по курганам Двое путников пешком... (М.Щербаков)
Я думаю, что сходство неслучайно. Тема Песни вообще очень развита в творчестве Толкина. Песня стоит в начале и в конце мира, песня - инструмент творчества, песня - клинок в руке бойца... "Поиск песней" - это, ИМХО, в чем-то призыв воли Провидения: "пусть все будет так, как должно быть".
Просветите, пожалуйста, кто знает: это случайное совпадение, или неизвестная мне символика? В первоисточниках (статьях каких-нибудь или еще где) не упоминается сходство этих эпизодов? До меня все доходит медленно, может, внимательные читатели давно все заметили, обсудили и закрыли?
Вот что на этот счёт сказано в комментариях к "Возвращению короля", написанных Марией Каменкович и Валерием Карриком [Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец. Кн. III Возвращение Короля/Пер. с англ. М. Каменкович, В. Каррика, С. Степанова. - СПб.: «Терра» - «Азбука», 1995 <стр. 648>]:
"...Приём, обычный для Толкина: одни и те же архетипические ситуации повторяются, варьируясь, по нескольку раз, но остаются вполне узнаваемыми, как если бы реальность служила материалом для воплощения некоторой идеальной вневременной схемы (этот "платонизм" у Толкина подмечает и КД [Колин Дюрье, автор "Справочника по Толкину и Средиземью"]. Корнями своими этот метод во многом уходит в христианскую традицию, где испокон веков считалось, что единожды разыгравшиеся на земле события Евангелия вечно разыгрываются на небесах и могут отражаться и воплощаться в судьбах отдельных людей, церквей и государств; так, судьба того или иного святого может отразиться в судьбе ребёнка, наречённого именем святого, и так далее. По сути дела, происхождение этой идеи "динамического архетипа" ещё глубже; его другое название - миф, величайшим из которых Толкин считал Евангелие <...>. Отдельные мифологические линии Евангелия неявно находят своё воплощение на всём протяжении трилогии (Преображение - в сцене явления Гэндальфа Арагорну, Гимли и Леголасу <...>, "несение креста" - в путешествии Фродо, Воскресение - в главе о Поле Кормаллен и т. д.)."
Ещё один похожий эпизод - когда Лютиэн пришла к Тол-ин-Гаурхот освобождать Берена, то она тоже поёт и он слышит её голос (правда, кажется, не готвечает тем же). Возможно, в самом деле, символика здесь такая, что мир Арды сотворён музыкой и потому пение есть как бы обращение к высшим силам, дающее надежду, а то и реальную помощь (судя по тому, что ситуация после пения обычно улучшается). Видимо, это аналог молитвы?
Записан
Представляем новый стиральный порошок для чёрных вещей "Tide мордорская полночь"! Вы всё ещё не в чёрном? Тогда идите вы к балрогу!
Совесть придумали злые люди, чтобы она мучила добрых!